Цель: развивать
познавательную активность учащихся, применяя нестандартные формы учебной
деятельности, стимулировать интерес к изучению химии и биологии, создать
условия для развития, логического мышления, умения работать коллективно,
применения знаний на практике.
(Звучит песня
«Последний герой» группы БИ-2 из
одноименного телевизионного проекта.)
Ведущий. Добрый вечер!
Хотя и прозвучала песня «Последний герой», но наша игра будет называться «Просто
— герой!», так как выбывать из команды никто не будет. Сегодня на острове «Биохимия»
собрались игроки — учащиеся …групп. Племена «Химики» и «Биологи» готовы к
любым испытаниям. Приглашаем племена на сцену. Судить конкурс сегодня будет
жюри. (Представляются члены жюри.)
(Под музыку на
сцену выходят игроки. Команды сами выбирают форму одежды. На груди у каждого игрока бэйджик с номером
от одного до
двенадцати, так как, кроме командного, ведётся и индивидуальный учёт баллов. В каждой команде по шесть человек.)
Первое
испытание Разминка «Музыкальный канат»
Ведущий. Приглашаем каждую из команд построиться в одну шеренгу на
расстоянии шести шагов друг от друга. Я буду по очереди всем игрокам задавать
вопросы. При правильном ответе команда получает 1 балл и делает шаг вперёд, а
соперники — шаг назад. Если игрок не знает ответа, то ему может оказать помощь
один из членов его команды.
1. В известной песне В. Добрынина
утверждается, что данная аэрозоль (смесь жидкости и газа) синяя, да ещё и похожа
«на обман». О чём речь? («Синий туман похож на обман».)
2.
В народной песне есть слова: «Я на
горку шла, тяжело несла. Уморилась, уморилась, уморилася». "Какая кислота
накопилась в мышцах героини? (Скорость наступления утомления зависит от
количества накопленных в мышцах продуктов обмена, в том числе молочной
кислоты.)
3.
«Иванушки-интернейшнл» в своём первом
шлягере утверждали, что скопления данного жидкого оксида «как люди», да к тому
же ещё и «одиноки». Назовите формулу оксида. («А тучи, как люди, они одиноки...».
Н20.)
4.
В очень известном шлягере В. Добрынина
герой просит не посыпать его рану этим химическим соединением. Назовите
формулу вещества. (NaCl.«He сыпь мне соль на рану».)
5.С точки зрения химика «формула» данной
исполнительницы песни о невесте С6 Н12 О6 . («Глюкоза».)
6.«У неё глаза — два брильянта три
карата», — утверждается в одной из современных песен. Назовите формулу данного
брильянта и его массу. (С — бриллиант, т. е. обработанный алмаз. Масса —
0,6 г ,
так как масса карата равна 0,2
г .)
Ведущий. Предоставляем
слово жюри для подведения итогов первого испытания (в дальнейшем ведущий
предоставляет слово жюри после каждого конкурса) и приглашаем команды принять
участие в новом испытании.
Второе испытание Эксперимент «Отыщи воду»
Ведущий. На нашем
острове есть источники как с чистой, так и с ядовитой водой, загрязненной
присутствием щёлочи и кислоты. Вам предстоит при помощи химических реактивов,
соблюдая правила техники безопасности, определить, в каком сосуде находится чистая
вода. При правильном ответе команда получает 2 балла.
(Команда должна из перечня реактивов
выбрать индикаторы и с их помощью определить, в каких пробирках находятся щёлочь,
кислота и вода.)
Ведущий. Пока команды
отыскивали воду, я обнаружил на нашем острове странные обгоревшие рукописи.
Нашим героям предстоит восстановить эти рукописи.
Третье
испытание «Таинственная рукопись»
На опалённых по краям листочках бумаги написаны задания, которые выполняет
игрок каждой команды индивидуально и сдаёт в жюри. За каждое правильно
выполненное задание член команды получает 3 балла.
1.
Н2
+ ? = Н2О
2.
Zn + ? = ZnCl2
+ ?
3.
BаCl2
+ ?=BaS04+?
4.
C+O2 = ?
5. AgNO3 + ? = AgCl +?
6. Н2О + ? = С6Н12О6
(Пока команды выполняют задание, болельщики
команды «Химики» исполняют номер художественной самодеятельности).
Ведущий. На нашем
острове растут удивительные растения. Посмотрите, мой ассистент покажет вам
некоторые из них.
Четвёртое испытание. «Краснокнижники Берёзовщины»
«Краснокнижники
Берёзовщины» - животные
1.Очень осторожная птица, избегающая
встречи с человеком. Гнездится в непроходимых местах (чёрный аист).
2. Редкий палеарктический вид, северного происхождения,
распространенный на восток до оз. Байкал.
В Беларуси отмечен на низинных болотах заказника «Звонец», «Дикое»,
«Споровское» и Национальном парке «Припятский», в Березинском биосферном
заповеднике . Очевидно, является ледниковым реликтом (сфагновая водомерка).
3. Обитает только на открытых осоково-гипновых низинных болотах. Гнездится в Беларуси, Венгрии, Германии, Литве, Польше, России и Украине. Центром современного ареала является Полесская низменность. Стабильные группировки отмечены на болотах Званец, Споровское, Дикое, Сервечь (вертлявая камышевка).
3. Обитает только на открытых осоково-гипновых низинных болотах. Гнездится в Беларуси, Венгрии, Германии, Литве, Польше, России и Украине. Центром современного ареала является Полесская низменность. Стабильные группировки отмечены на болотах Званец, Споровское, Дикое, Сервечь (вертлявая камышевка).
4.
Современная область гнездования расположена в таежной зоне Западной Палеарктики
от Швеции до Камчатки. В 19 веке вид имел более широкое распространение в
лесотундре, тайге и зоне смешанных лесов, о чем свидетельствует существование
изолированных поселений вида в Румынии, Украине, Беларуси, на юге России. В
гнездовой период негнездящиеся одиночные птицы наблюдались на разных рыбхозах
Беларуси («Красная Зорька» Житковичского р-на, «Селец» Березовского р-на,
«Красная Слобода» Солигорского р-на). Во время пролета отдельные птицы и
небольшие стайки отмечаются на различных водоемах по всей территории Беларуси (луток).
5. Занесена в Красную книгу Республики Беларусь
с 1981 г .
Основным природным резерватом в сохранении данного вида в Беларуси в настоящее
время является Полесский радиационно-экологический заповедник . Благополучное
состояние видовой популяции в этом регионе связано с постепенным
восстановлением численности, которому способствовало выселение местных жителей,
полное прекращение всякой хоз. деятельности, вторичное заболачивание ранее мелиорированных
земель и природоохранный режим территории (болотная
черепаха).
6. Гнездится по берегам водоемов (в том числе и
искусственных), густо поросшим кустарниками и прибрежной травянистой
растительностью, в островных лесах среди закустаренных и заболоченных речных
пойм. На кормежке и во время миграций встречается также в культурном ландшафте,
на мелководьях и прибрежных косах озер, рек, рыбоводных прудов (большая белая цапля).
«Краснокнижники
Берёзовщины» - растения
1. Этот реликтовый, по происхождению древне-средиземноморский вид обнаружен в Барановичском, Березовском,
Брестском, Ивацевичском, Каменецком, Кобринском, Малоритском, Пружанском,
Столинском, Пинском и Ивановском р-нах Брестской обл., Волковысском, Гродненском,
Зельвен ском, Мостовском, Слонимском и Свислочском р-нах Гродненской обл.,
Лельчицком и Мозырском р-нах Гомельской обл.(кадило сарматское).
2. Существует поверье, что, пожевав корень этого
растения, можно уснуть. Это неспроста, ведь растение ядовито. Цветки голубого,
розового, сиреневого цвета появляются из-под снега, как только пригреет
весеннее солнце (прострел луговой или сон-
трава).
3. Многолетнее травянистое растение с
золотисто-желтой чешуйчатой луковицей и прямостоячим олиственным стеблем
высотой 30 -120 см .,
обычно растет небольшими группами или отдельными экземплярами, местами (в
Гродненском и Брестском р-нах) образует значительные по площади и численности
популяции. Распустившиеся цветки напоминают красивые локоны волос (царские кудри).
4. Растет более или менее плотными, разбросанными
по лесному массиву куртинами. Вследствие того, что за год растение нарастает
всего на 2-3 см ,
значительных размеров куртина может достигнуть лишь через 20-40 лет при
постоянном незначительном освещении и умеренном увлажнении местообитания. При
полном освещении, возникающем в результате сплошных рубок, быстро исчезает (баранец).
5. В названии этой удивительной орхидеи есть
упоминание о женской обуви. Благодаря
данному растению и не равнодушному
отношению к красоте родной Березовской земли простого бульдозериста был сохранен уникальный
уголок Берёзовского района, который в настоящее время получил статус заказника (венерин башмачок).
6. Это растение имеет резкий чесночный запах,
употребляется в пищу. Встречается, как правило, на плодородных почвах. Это
эфемероид, который сам себя охраняет, так как при засухе быстро увядает и
увидеть его можно только в мае-июне (черемша
или медвежий лук).
Пятое испытание
«Загадочный цветок»
Занимательный опыт «Волшебные цветы».
Из белой бумаги изготовить несколько цветов. Перед выходом на сцену аккуратно
из пульверизатора обрызгать два цветка разбавленным раствором кислоты и два —
разбавленным раствором щёлочи. На сцене из пульверизатора два цветка
обрызгивают раствором метилового оранжевого и два — раствором фенолфталеина
(или лакмуса). Цветки окрашиваются в разные цвета, соответственно: красный,
желтый, не изменяется, малиновый (красный, синий).
Ведущий. Один из таких
волшебных цветов мой ассистент принёс мне. И сейчас с его помощью я проведу
следующее испытание.
На лепестках цветка написаны вопросы.
Члены команд по очереди подходят к ведущему, отрывают лепесток и отвечают на
вопрос по биологии. За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.
1.
Нарушение функций щитовидной железы
наступает при недостатке в питьевой воде данного вещества. (йод.)
2.
Чтобы предотвратить расстройство
деятельности щитовидной железы, к поваренной соли надо добавлять именно это
вещество. Назовите его формулу (KJ.)
3.
Гормон инсулин способствует поступлению
данного вещества в клетки печени и мышц. Назовите формулу вещества (глюкоза С6 Н12 О6).
4. Какое вещество содержащееся в
табачном дыме убивает лошадь? (никотин).
5.Как называется заболевание печени,
при котором нормальная ткань заменяется рубцовой под воздействием избыточного
употребления вещества, формула которого С2Н5ОН? (цирроз.)
6.
Какой волокнистый белок придаёт костям упругость? (Коллаген.)
7.Соли каких металлов входят в состав
костей? (соли кальция, фосфора и
магния.)
8. Какой оксид надо приложить к суставу
для уменьшения болевых ощущений?(снег
или лёд.Н2О ).
9.
Какой белок крови используется как лечебный препарат для повышения защитных сил
организма? (у-глобулин.)
10. Назовите металл, который входит в
состав гемоглобина (железо.)
11. Назовите формулу оксида, в удалении
которого из тканей большая роль принадлежит эритроцитам. (Оксид углеpoдa (IV). СО2).
12. Какие вещества добавляют в лаборатории
в кровь для предотвращения свёртывания?
(Лимоннокислый калий или лимоннокислый натр).
Шестое испытание
«Великие учёные»
На нашем острове
в разное время побывали люди, которые интересовались достижениями в различных
науках и они решили посадить аллею в честь
великих людей. Попробуйте угадать по предложенным портретам великих химиков и биологов. А если назовете,
чем они прославили свое имя, то сможете добавить баллы своей команде.
Седьмое
испытание «Шифровка»
На листочках зашифрованы различные
химические и биологические термины и понятия. Вам предстоит расшифровать их.
За правильный ответ — 1 балл.
1. Белок — один из основных факторов
свёртывания крови.
и
|
и
|
г
|
н
|
2. Белок,
входящий в состав гемоглобина и осуществляющий перенос газов по организму.
г
|
о
|
о
|
н
|
3. Поглощение и переваривание лейкоцитами
различных микробов.
а
|
ц
|
з
|
4.
Разрушение металлов под воздействием сухих газов или не электролитов.
о
|
р
|
и
|
5. Вещество,
которое ускоряет скорость химической реакции.
а
|
л
|
а
|
р
|
6. При полном
обезвоживании кремниевая кислота превращается в этот аморфный оксид.
и
|
а
|
л
|
Список использованных источников :
1. «
Біялогія. Праблемы выкладання” № 3, 2008
Комментариев нет:
Отправить комментарий