Цели:
- образовательные:
организовать деятельность учащихся по усвоению знаний об особенностях наземно –
воздушной и почвенной сред обитания, о приспособлениях организмов к жизни в
почве и наземно – воздушной среде;
- развивающие:
способствовать развитию умений логически мыслить, выделять ключевые слова
учебного материала, составлять опорный конспект;
- воспитательные:
способствовать формированию у учащихся экологической культуры, умения работать
в парах.
Методическая:
развитие культуры устной речи учащихся через опорный конспект.
Материально-техническое
обеспечение: учебное пособие
«Биология» 11 класс,
§ 9;
коллекции «Скелет крота», «Скелет летучей мыши»,
мультимедийная презентация;
тестовые задания
Тип урока:
комбинированный урок.
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
- Фронтальная
работа с терминами: дать определения
среда обитания, экологические факторы, их
классификация; гигрофиты,
гидрофиты, планктон, нектон, бентос.
- К какой экологической группе можно
отнести следующие организмы:
краба, щуку, кувшинку? Какие приспособления есть у этих организмов?
III. Изучение нового материала.
3.1 Характеристика наземно – воздушной среды и почвенной среды..
Составление ОК по характеристике (работа в парах)
1. состав воздуха const (Азот-78%; Кислород-21%;
Аргон-0,95%; Углекислый
газ-0,03%; Пары воды-0,02%)
2. низкая плотность;
3. низкое P (760 мм рт. ст.) ;
4. высокая прозрачность;
5. подвижность (ветер).
газовый режим климат и микроклимат
НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ световой режим
водный режим (лимит.Н2О) температурный режим
1. неравномерно 1.
суточная периодичность
а) > в
тропиках,< пустыни
2. сезонная периодичность
б) завис. от
сезона
в) от
географич. зоны
ПОЧВА
Компоненты почвы:
1) минеральная
основа – 50-60%; 3)
органические вещества – до 10%;
2) воздух
– 15-25%; 4)
вода – 25-35%.
Органическое вещество почвы образуется при разложении
отмерших организмов или их частей (напр., листьев), экскрементов.
Не полностью разложившиеся
органические остатки называются подстилкой,
а конечный продукт разложения – гумус,
или детрит
Типы почв:
1) подзолистая
– образуется на песчаных отложениях гравия ледникового происхождения;
2) буроземы
(лесные почвы) – в лиственных лесах средней полосы;
3) дерново-карбонатные
– маломощные, образованные на известняках, часто – на склонах холмов.
Типы
почв по структуре:
1) глинистые
(тяжелые); 2) суглинистые
(средние); 3) супесчаные (средние);
4) песчаные
(легкие).
Факторы почвообразования:
- Климат (ветер, влажность) - Рельеф - Деятельность животных и растений
- Почвообразующая (материнская) порода - Деятельность человека
(1см плодородной почвы образуется 100-150лет)
3.2 Адаптации у
растений и животных к наземно- воздушной среде жизни.
Организмы
|
Адаптации к наземно- воздушной среде
|
1. Растения
|
механические ткани, приспособления к опылению,
распространению семян, плодов, спор; плотные покровные ткани
|
2. Животные
|
твердый скелет: наружный или внутренний, наземные животные
редко крупные из-за силы тяжести, разнообразные конечности.
|
3.3 Адаптации у
растений и животных к почвенной среде жизни.
Организмы
|
Адаптации к почвенной среде
|
1. Растения
|
Корни и проводящие
ткани
|
2. Животные
|
Гидростатический скелет у кольчатых червей, разные способы передвижения,
копательные конечности, короткое
компактное тело, снижение зрения.
|
IV.
Закрепление изученного материала.
Ответьте на контрольные вопросы теста:
V. Рефлексия: составьте синквейн по теме
урока.
VI. Домашнее задание. Изучить §
9.
Тестовый контроль знаний
1.Для наземных организмов характерны следующие водосберегающие адаптации:
а) многослойная
хитинизированная кутикула, в наружном слое которой содержатся жиры и
воскоподобные вещества у насекомых;
б) роговой покров у пресмыкающихся;
в) обтекаемая форма тела со слизью и чешуей;
г) все ответы верны;
д) а+в; е)а+б.
2. Для почвенной среды
обитания характерно:
а) сглажены температурные колебания; д) а+б+в;
б) постоянный газовый состав; е) а+в+г;
в) содержание воды
изменяется в широких пределах;
ж) все ответы верны.
г) наличие гумуса;
3. В качестве приспособлений к пассивному
парению в воздушных потоках, насекомые выработали адаптации:
а) запасание значительного количества белков и жиров; д) а+б+г;
б) небольшие размеры;
е) а+г;
в) разнообразные типы конечностей; ж)
б+г
г) разнообразные выросты, увеличивающие их относительную
поверхность;
4. Мелкие почвенные
животные:
а) населяют поры и полости, заполненные водой;
б) намного мельче пресноводных;
в) отличаются способностью долго находиться в состоянии
покоя;
г) а+б+в.
5 * Значение почвы в
жизни организмов определяется тем, что: (несколько ответов)
а) она представляет собой субстрат для большинства растений,
а также служит средой для обитания
большинства видов микроорганизмов;
б) она является основным источником углекислого газа и
кислорода, необходимых для фотосинтеза растений и дыхания всех аэробных
организмов;
в) из нее растения получают все необходимые для жизни
вещества и воду;
г) она служит главным источником органических веществ,
используемых растениями для жизнедеятельности.
6. Фактором, определяющим формирование природных
зон, является:
а) почва; б) влажность воздуха;
в) солнечная энергия;
г) рельеф.
7. По описанию узнайте животное, определите среду
его жизни, выделите приспособления к данной среде жизни:
Густой плотный мех. Кисти широкие с оторочкой из
щетинистых волос и плоскими когтями, вывернутыми наружу ладонями. Глаза
маленькие, иногда скрыты под кожей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий