вторник, 20 февраля 2018 г.

Обязательная контрольная работа №3 по биологии 11 класс

Обязательная контрольная работа № 3
по темам «Организм и среда», «Вид и популяция», «Экосистемы», «Эволюция органического мира», «Происхождение и эволюция человека»
Вариант 1
  1. Бинарную номенклатуру предложил:
а) К. Линней,      б) Ж.Б. Ламарк,     в) Ч. Дарвин,     г) М.В. Ломоносов.

2. Перечислите основные типы цепей питания.

3. Завершите предложения, вписав необходимые термины и понятия:
а) организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называются ___________;
б) однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов и определенными условиями среды обитания, которые объединены обменом веществ и энергии в единый природный комплекс, -  ___________;
в) экологические факторы делятся на _____________.

4.Заполните схему  "Движущие силы антропогенеза"

Какие факторы эволюции человека являются ведущими на современном этапе?

5. Составьте цепь питания из перечисленных компонентов: фитопланктон, щука, зоопланктон, бактерии, плотва. К какому типу относится составленная пищевая цепь?

6. В левой колонке приведены критерии вида. Подберите к ним соответствующие характеристики из правой колонки
Критерии вида
Характеристика
1. Морфологический
А. учитывает ареал, занимаемый видом в природе.
2. Физиологический
Б. основан на сходстве кариотипов у особей одного вида
3. Географический
В. основан на сходстве химического состава и биологических реакций у особей одного вида.
4. Экологический
Г. учитывает совокупность факторов внешней среды и взаимоотношения вида с другими видами.
5. Генетический
Д. отражает сходство внешнего и внутреннего строения между особями одного вида.
6. Биохимический
Е. отражает сходство всех процессов жизнедеятельности, прежде всего размножения, у особей одного вида.
7. Почему агроценозы менее устойчивы, чем естественные экосистемы? Приведите примеры агроценозов и естественных экосистем.

8. Против каждого пункта, возникшего в ходе эволюции признака, проставьте буквенное обозначение соответствующего направления эволюции (АР- ароморфоз, АЛ- алломорфоз, К- катагенез) :
а) приспособления скатов к придонному образу жизни – (  ) ;
б) редукция органов зрения у крота – (  ) ;
в) возникновение полового процесса – (  ) ;
г) неспособность к самостоятельному передвижению во взрослом состоянии у гидры– (  ) ;
д) превращение листьев в колючки у кактусов – (  ) ;
е) появление цветка – (  ) ;
ж) появление гермафродитизма у некоторых паразитических червей – (  ) ;
з) возникновение зацепок у плодов лопуха – (  ) ;

9. Перечислите важнейшие признаки, определяющие принадлежность человека к:
а) подклассу плацентарных ____________;
б) отряду приматов ___________________;
в) семейству гоминид _________________;

10. Широко представленные в органическом мире примеры паразитизма являются одним из направлений эволюции. Можно ли это эволюционное направление считать биологическим регрессом? Ответ поясните на конкретных фактах.
  


Обязательная контрольная работа № 3
по темам «Организм и среда», «Вид и популяция», «Экосистемы», «Эволюция органического мира», «Происхождение и эволюция человека»
Вариант 2
  1. Утрата отдельных органов в связи с приспособлением к специфическим условиям обитания называется биологическим регрессом:
             а) да               б) нет.

2. Элементарная единица эволюции:
а) особь,        б) вид,             в) популяция,         г) биоценоз.

3. Завершите предложения, вписав необходимые термины и понятия:
а) организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называются _________;
б) исторически сложившаяся группировка растений, животных, грибов  и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство, __________;
в) особое условие среды, на которое организм реагирует приспособительными реакциями, называется___________

 4.Составьте  схему "Главные направления эволюции". Приведите примеры видов, находящихся в состоянии биологического регресса.                                                                                                        
5. Составьте цепь питания из перечисленных компонентов: листья, скворец, тля, божья коровка, паук, ястреб. К какому типу относится составленная пищевая цепь?

6. В левой колонке приведены методы селекции. Подберите к ним соответствующие характеристики из правой колонки
Методы селекции
Характеристика
1. Индивидуальный отбор
А. получение мутантных форм с полезными  признаками .
2. Мутагенез
Б. тип скрещивания с получением большинства генов породы или сорта в гомозиготном состоянии.
3. Отдаленная гибридизация
В. получают и оценивают потомство по генотипу.
4. Массовый отбор
Г. метод, при котором в первом поколении может наблюдаться эффект гетерозиса
5. Инбридинг
Д. выделение группы особей, сходных по фенотипу, без проверки
 их генотипа.
7. Докажите, что все современные расы человека разумного относятся к одному и тому же виду Homo sapiens.

8. Против каждого пункта, возникшего в ходе эволюции признака, проставьте буквенное обозначение соответствующего направления эволюции (АР- ароморфоз, АЛ-алломорфоз, К- катагенез) :
а) возникновение проводящих тканей у растений -(  );
б) образование у земноводных двух кругов кровообращения-(  );
в) появление двойного оплодотворения у цветковых растений-(  );
г) отсутствие кишечника у свиного цепня -(  );
д) возникновение лазающего стебля у винограда-(  );
е) возникновение борозд и извилин в коре больших полушарий головного мозга
человека-(  );
ж) изменение  окраски тела у хамелеона-(  );
з) редукция листьев у повилики -(  ).

9. Почему с вирусами–возбудителями болезней трудно вести борьбу?

10. Установлена следующая закономерность: сокращение числа выдр, которые питаются рыбой, сначала сопровождается возрастанием численности рыбы, а затем ее сокращением. Почему?


Комментариев нет:

Отправить комментарий