Обязательная контрольная работа № 3
по темам «Организм и среда», «Вид и популяция», «Экосистемы», «Эволюция
органического мира», «Происхождение и эволюция человека»
Вариант 1
- Бинарную номенклатуру предложил:
а) К. Линней, б) Ж.Б. Ламарк, в) Ч. Дарвин, г) М.В. Ломоносов.
2. Перечислите основные типы цепей питания.
3. Завершите предложения, вписав необходимые термины и понятия:
а) организмы, потребляющие
органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений,
называются ___________;
б) однородный участок земной
поверхности с определенным составом живых организмов и определенными условиями
среды обитания, которые объединены обменом веществ и энергии в единый природный
комплекс, - ___________;
в) экологические факторы делятся
на _____________.
4.Заполните схему "Движущие силы антропогенеза"
Какие факторы эволюции человека
являются ведущими на современном этапе?
5. Составьте цепь питания из
перечисленных компонентов:
фитопланктон, щука, зоопланктон, бактерии, плотва. К какому типу относится
составленная пищевая цепь?
6. В левой колонке приведены критерии вида. Подберите к ним
соответствующие характеристики из правой колонки
Критерии вида
|
Характеристика
|
1. Морфологический
|
А. учитывает ареал, занимаемый видом в природе.
|
2. Физиологический
|
Б. основан на сходстве кариотипов у особей одного вида
|
3. Географический
|
В. основан на сходстве химического состава и биологических
реакций у особей одного вида.
|
4. Экологический
|
Г. учитывает совокупность факторов внешней среды и
взаимоотношения вида с другими видами.
|
5. Генетический
|
Д. отражает сходство внешнего и внутреннего строения между
особями одного вида.
|
6. Биохимический
|
Е. отражает сходство всех процессов жизнедеятельности,
прежде всего размножения, у особей одного вида.
|
7. Почему агроценозы менее устойчивы, чем естественные экосистемы? Приведите примеры агроценозов и
естественных экосистем.
8. Против каждого пункта,
возникшего в ходе эволюции признака, проставьте буквенное обозначение
соответствующего направления эволюции (АР- ароморфоз, АЛ- алломорфоз, К- катагенез) :
а) приспособления скатов к придонному образу жизни – ( ) ;
б) редукция органов зрения у
крота – ( ) ;
в) возникновение полового
процесса – ( ) ;
г) неспособность к
самостоятельному передвижению во взрослом состоянии у гидры– ( )
;
д) превращение листьев в колючки
у кактусов – ( ) ;
е) появление цветка – ( )
;
ж) появление гермафродитизма у
некоторых паразитических червей –
( ) ;
з) возникновение зацепок у плодов
лопуха – ( ) ;
9. Перечислите важнейшие признаки, определяющие принадлежность человека
к:
а) подклассу плацентарных
____________;
б) отряду приматов
___________________;
в) семейству гоминид
_________________;
10. Широко представленные в органическом мире примеры паразитизма
являются одним из направлений эволюции. Можно ли это эволюционное направление
считать биологическим регрессом? Ответ
поясните на конкретных фактах.
Обязательная контрольная работа № 3
по темам «Организм и среда», «Вид и популяция», «Экосистемы», «Эволюция
органического мира», «Происхождение и эволюция человека»
Вариант 2
- Утрата
отдельных органов в связи с приспособлением к специфическим условиям
обитания называется биологическим регрессом:
а) да б) нет.
2. Элементарная единица эволюции:
а) особь, б) вид, в) популяция, г) биоценоз.
3. Завершите предложения, вписав необходимые термины и понятия:
а) организмы, потребляющие
органическое вещество и перерабатывающие его в новые формы, называются
_________;
б) исторически сложившаяся
группировка растений, животных, грибов и
микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство,
__________;
в) особое условие среды, на
которое организм реагирует приспособительными реакциями, называется___________
4.Составьте схему "Главные направления эволюции". Приведите примеры видов, находящихся в состоянии биологического
регресса.
5. Составьте цепь питания из
перечисленных компонентов: листья,
скворец, тля, божья коровка, паук, ястреб. К какому типу относится составленная
пищевая цепь?
6. В левой колонке приведены методы селекции. Подберите к ним
соответствующие характеристики из правой колонки
Методы селекции |
Характеристика
|
1. Индивидуальный отбор
|
А. получение мутантных форм с полезными признаками .
|
2. Мутагенез
|
Б. тип скрещивания с получением большинства генов породы
или сорта в гомозиготном состоянии.
|
3. Отдаленная гибридизация
|
В. получают и оценивают потомство по генотипу.
|
4. Массовый отбор
|
Г. метод, при котором в первом поколении может наблюдаться
эффект гетерозиса
|
5. Инбридинг
|
Д. выделение группы особей, сходных по фенотипу, без
проверки
их генотипа.
|
7. Докажите, что все современные
расы человека разумного относятся к одному и тому же виду Homo sapiens.
8. Против каждого пункта,
возникшего в ходе эволюции признака, проставьте буквенное обозначение
соответствующего направления эволюции (АР- ароморфоз, АЛ-алломорфоз, К- катагенез) :
а) возникновение проводящих
тканей у растений -( );
б) образование у земноводных двух
кругов кровообращения-( );
в) появление двойного
оплодотворения у цветковых растений-( );
г) отсутствие кишечника у свиного
цепня -( );
д) возникновение лазающего стебля
у винограда-( );
е) возникновение борозд и извилин
в коре больших полушарий головного мозга
человека-( );
ж) изменение окраски тела у хамелеона-( );
з) редукция листьев у повилики -( ).
9. Почему с вирусами–возбудителями болезней трудно вести борьбу?
10. Установлена следующая
закономерность: сокращение
числа выдр, которые питаются рыбой, сначала сопровождается возрастанием
численности рыбы, а затем ее сокращением. Почему?
Комментариев нет:
Отправить комментарий