среда, 28 марта 2018 г.

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


Развитие интереса - это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи.



Известно, что интересы учащихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов (школы, семьи, товарищей, радио, телевидения и т.д.). Интересы могут различаться не только по характеру, но и по длительности, интенсивности, стойкости и направленности. Нередко интерес приобретает характер склонности.
Этому часто способствуют внеклассные занятия, особенно если они побуждают учащихся к творческому поиску, к практическому применению приобретенных знаний (например, при проведении опытов в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке, при проведении фенологических наблюдений и т.д.), к чтению научно-популярной литературы по биологии.
Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?
Этому в большей мере способствуют нетрадиционные формы обучения (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяющие повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.
 Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия знаний
Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:
1) Прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала интересных фактов, сведений и др
Примеры таких заданий:
Один гектар леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха! Сколько цветков посещают пчёлы? Пчела посещает в среднем 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.
Сведения о количестве посещенных пчёлами цветов вызывает не только удивление, но и восхищение.
2) Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.
*Мать и мачеха. Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.
Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.
3) Прием значимости изучаемого материала, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.
Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Ученые подсчитали, что при нынешних темпах вырубки к 2017 году леса будут уничтожены на 40%, а через 100 лет будут вырублены полностью. Вырубка лесов влечет за собой исчезновение сотен тысяч животных и растений, изменение климата и многие другие бедствия. Но не рубить лес нельзя, он нужен для многих целей. Какой выход предлагаете вы из сложившейся ситуации?
Русский геодезист, генерал Иосиф Жилинский был одержим идеей мелиорации. Под его руководством в 1876 году стали осушать болота  в России. Активно Жилинский занимался проектированием и организацией работ и в белорусском Полесье. Он хотел увеличить количество «плодородных» земель и добычу «дешевого топлива». Как сказалась эта идея на экологической ситуации республики?

Почему врачи рекомендуют потреблять большие дозы витаминов для профилактики и лечения простудных заболеваний?
Почему важно знать содержание белков, жиров и углеводов в различных пищевых продуктах и количество энергии, образующееся в организме при их использовании?
Данный прием заставляет учащихся почувствовать не только значимость материала, но и причастность к явлению. Стимуляция познавательных интересов с использованием приема значимости материала актуальна как для младших подростков, так и для старших школьников.
Однако занимательность и яркость изложения должны быть не самоцелью, а всецело подчинены возбуждению мыслительной активности учащихся.
Подобный подход к изложению нового материала укрепляет у учащихся интерес к учению, повышает любознательность и пытливость в осмыслении изучаемых вопросов. На уроке создается своеобразная психологическая «ситуация ожидания» (установка), когда учащиеся положительно настраивают себя на восприятие новых знаний и стремятся к глубокому усвоению изучаемого материала. Манера учителя детализировать и конкретизировать материал учебника побуждает школьников глубже вдумываться в усваиваемые знания, рождает множество вопросов.
 Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала
Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:
1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др.:
Моя планета – человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!..
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! и людям еще верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
       Выскажите своё мнение, почему планета «просит прийти на помощь»? 
В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала  появление удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости способствует познавательному интересу.
2) Исследовательский прием.
На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:
* Неподалеку от водоёма, населенного многими видами животных, в том числе и земноводными, находится завод, не имеющий на трубах очистительных фильтров. В водоёме стала наблюдаться массовая гибель земноводных. Анализ проб воды не показал наличия каких-либо вредных веществ для живых организмов. Почему погибли земноводные?
3). Эвристический прием.    Опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогаю им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
* Почему  появление в Австралии крупного рогатого скота могло стать экологической катастрофой этого континента? Как решили эту проблему? Какие знания помогли экологам?.
* Почему на островах Гавайского архипелага за несколько лет сверчки стали практически бесшумными и как это может сказаться на существовании популяции этих насекомых?
4) Прием научного спора.   Создание  ситуации спора:   * Будьте судьей в споре:
1-й учащийся: «Раковина является хорошим защитным приспособлением для моллюска, а поэтому, несмотря на древность своего происхождения, они являются одним из самых многочисленных типов беспозвоночных животных».
2-й учащийся: «Несмотря на наличие раковин, как защитных приспособлений, численность моллюсков в водоёмах заметно снижается.» 2 вида этих животных занесены в «Красную книгу Беларуси: узкая беззубка и толстая перловица».
3-й учащийся: «Я считаю, что причиной сокращения числа моллюсков является употребление в пищу многими животными и человеком».
4-й учащийся:  «Я думаю, что такое защитное приспособление как прочная раковина оказывается несовершенным перед ядовитыми химическими веществами, попадающими в водоём».
- Кто прав в споре?          Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это - стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности.
На этапе осмысления и закрепления полученных знаний использую следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету:
1) Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.
Перед уроком учащиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания:
* Рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги.
ВЫВОД: постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у учащихся умения доказывать и обосновывать свои суждения все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие познавательного интереса к биологии.












Комментариев нет:

Отправить комментарий