понедельник, 16 октября 2017 г.

Открытый урок на тему "Человеческие расы"

План урока по  теме: "Человеческие расы. Особенности эволюции человека на современном этапе"
Эпиграф к уроку: “…народы, распри позабыв,
в великую семью соединятся…”
А.С. Пушкин
Цели урока: образовательные:
на уровне представления - получить знания об особенностях человеческих рас,  их происхождении и единстве;
на уровне понимания - организовать деятельность учащихся на изучение проявления различных форм расизма в современном мире,  о направлениях эволюции человека на современном этапе;
на уровне творчества - доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне;
развивающие: способствовать развитию логического мышления, умений доказывать  свою точку зрения, работать с текстом, делать выводы; давать аргументированную критику расизма и “социального дарвинизма”;
воспитательные: способствовать формированию потребности к самосовершенствованию, усвоению научного метода познания.
Методическая цель: использование опорного конспекта для  активизации восприятия учебного материала.
Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки из учебного пособия.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Ход урока
I.                   Организационный момент
II.                Проверка знаний  домашнего материала (работа по заданиям, с самопроверкой)
Задание 1. Дополните схему «Движущие силы антропогенеза»
                                                                              ?                                              ?
                                     Наследственная…                                                    1.  …
                                     Борьба за….                                                              2. ….
                                     Естественный….                                                      3.   ….

Задание 2 . Вставьте в предложения пропущенные слова:
1. В основе эволюции человека лежат … и … факторы эволюции.
2. Развитие …, совершенствование … образа жизни, распределение …. между членами группы – все это усиливало роль … факторов эволюции человека.
3. Слово и связанное с ним … позволили человеку рассуждать логически и … накопленные факты.

Задание 3. Выпишите буквы, где приведены верные высказывания:
А) человек и человекообразные обезьяны - близкородственные организмы.
Б) трудовая деятельность и общественный образ жизни – это социальные факторы.
В) ведущая роль в истории развития человека на этапе древнейших людей принадлежит естественному отбору и борьбе за существование.
Г) с развитием трудовой деятельности происходило объединение людей для совместной жизни.
Д) биологические факторы не способствовали формированию морфофизиологических особенностей человека.
Е) совершенствование коллективного образа жизни повышает роль биологических факторов в эволюции человека.
Ж) эволюция руки шла в направлении от орудия для трудовой деятельности в сторону усовершенствования функции опоры.
З) воспитание гармонически развитой личности вне человеческого общества возможно.

III.             Изучение нового материала.
3.1  Постановка проблемного вопроса урока : Почему верно утверждение, что и двухметровый чернокожий баскетболист, и миниатюрная вьетнамка, и краснокожий индеец принадлежат к одному виду?
3.2  Характеристика морфофизиологических особенностей представителей больших рас.
3.3  Понятия: расизм, расоведение, социал –дарвинизм, нацизм, фашизм, неофашизм.
3.4  Доказательства единства рас.
3.5   Современные молодежные субкультуры.

IV. Закрепление
Вопросы  к учащимся:
1. По каким признакам шло разделение человечества на расы?
2. Дайте характеристику основным расам человека.
3. Каковы перспективы эволюции рас на планете?
4. По каким данным определяется время и место формирования рас по существующей теории?
5. Какие механизмы лежат в основе формирования рас?
6. На какие факты будете опираться, доказывая ложность теории расизма?
Закончить наш урок я хочу словами  Р. Рождественского:
Для всех угнетенных
Трудом обожженных,
Разницы в цвете кожи – нет
В людях – черных, белых, желтых –
Красная кровь течет.
V. Домашнее задание
Повторить материал параграфов 38-41, подготовиться к проверочной работе по темам «Эволюция органического мира» и «Происхождение и эволюция человека»
Рефлексия: ответить на вопросы на слайде



Комментариев нет:

Отправить комментарий