четверг, 9 ноября 2017 г.

План урока по теме "Наземно-воздушная и почвенная среда жизни"

Цели:
- образовательные: организовать деятельность учащихся по усвоению знаний об особенностях наземно – воздушной и почвенной сред обитания, о приспособлениях организмов к жизни в почве и наземно – воздушной среде;

- развивающие: способствовать развитию умений логически мыслить, выделять ключевые слова учебного материала, составлять опорный конспект;
- воспитательные: способствовать формированию у учащихся экологической культуры, умения работать в парах.
Методическая: развитие культуры устной речи учащихся через опорный конспект.
Материально-техническое обеспечение:  учебное пособие «Биология» 11 класс,
 § 9;
коллекции «Скелет крота», «Скелет летучей мыши»,
мультимедийная презентация;
тестовые задания
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
I.                   Организационный момент.
II.                Проверка домашнего задания.
  1. Фронтальная работа с терминами: дать определения   среда обитания, экологические факторы, их классификация;  гигрофиты, гидрофиты, планктон, нектон, бентос.
  2. К какой экологической группе можно отнести следующие организмы:
краба, щуку, кувшинку? Какие приспособления есть у этих организмов?
III. Изучение нового материала.
3.1 Характеристика наземно – воздушной среды и почвенной среды.. Составление ОК по характеристике (работа в парах)
1. состав воздуха const  (Азот-78%;       Кислород-21%;
  Аргон-0,95%;      Углекислый газ-0,03%;       Пары воды-0,02%)                                  
2. низкая плотность;
3. низкое P (760 мм рт. ст.) ;
4. высокая прозрачность;
5. подвижность (ветер).


            газовый режим                                              климат и микроклимат

                                   НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ                   световой режим


 

          водный режим (лимит.Н2О)                            температурный режим
       1. неравномерно                                      1. суточная периодичность
        а) > в тропиках,< пустыни                     2. сезонная периодичность
        б) завис. от сезона
        в) от географич. зоны

ПОЧВА
Компоненты почвы:
1)      минеральная основа – 50-60%;              3) органические вещества – до 10%;
2)      воздух – 15-25%;                                    4)  вода – 25-35%.
Органическое вещество почвы образуется при разложении отмерших организмов или их частей (напр., листьев), экскрементов.
Не полностью разложившиеся органические остатки называются подстилкой, а конечный продукт разложения – гумус, или детрит
                                         
 Типы почв:
1)      подзолистая – образуется на песчаных отложениях гравия ледникового происхождения;
2)      буроземы (лесные почвы) – в лиственных лесах средней полосы;
3)      дерново-карбонатные – маломощные, образованные на известняках, часто – на склонах холмов.
                                          Типы почв по структуре:
1)      глинистые (тяжелые);   2) суглинистые (средние);      3) супесчаные (средние);
4)      песчаные (легкие).
Факторы почвообразования:
- Климат (ветер, влажность)        - Рельеф             - Деятельность животных и растений
- Почвообразующая (материнская) порода            - Деятельность человека
(1см плодородной почвы образуется 100-150лет)


3.2 Адаптации у растений и животных к наземно- воздушной среде жизни.

Организмы
Адаптации к наземно- воздушной среде
1. Растения
механические ткани, приспособления к опылению, распространению семян, плодов, спор; плотные покровные ткани
2. Животные
твердый скелет: наружный или внутренний, наземные животные редко крупные из-за силы тяжести, разнообразные конечности.



3.3 Адаптации у растений и животных к почвенной среде жизни.
Организмы
Адаптации к почвенной среде
1. Растения
Корни и проводящие  ткани
2. Животные
Гидростатический скелет у кольчатых червей,  разные способы передвижения, копательные  конечности, короткое компактное тело, снижение зрения.


IV.              Закрепление изученного материала.
Ответьте на  контрольные вопросы теста:
V. Рефлексия: составьте синквейн по теме урока.

VI. Домашнее задание. Изучить § 9.

Тестовый контроль знаний
1.Для наземных организмов характерны следующие водосберегающие адаптации:
                  а) многослойная хитинизированная кутикула, в наружном слое которой содержатся жиры и воскоподобные вещества у насекомых;
б) роговой покров у пресмыкающихся;
в) обтекаемая форма тела со слизью и чешуей;
г) все ответы верны;      д) а+в;    е)а+б.

2. Для почвенной среды обитания характерно:
а) сглажены температурные колебания;                                    д) а+б+в;
б) постоянный газовый состав;                                                  е) а+в+г;
в)  содержание воды изменяется в широких пределах;            ж) все ответы верны. 
г) наличие гумуса;

3.  В качестве приспособлений к пассивному парению в воздушных потоках, насекомые выработали адаптации:
а) запасание значительного количества белков и жиров;            д) а+б+г;
б) небольшие размеры;                                                                    е) а+г;
в) разнообразные типы конечностей;                                            ж) б+г
г) разнообразные выросты, увеличивающие их относительную поверхность;

4. Мелкие почвенные животные:
а) населяют поры и полости, заполненные водой;
б) намного мельче пресноводных;
в) отличаются способностью долго находиться в состоянии покоя;
г) а+б+в.

5 * Значение почвы в жизни организмов определяется тем, что: (несколько ответов)
а) она представляет собой субстрат для большинства растений, а также служит средой для обитания  большинства видов микроорганизмов;
б) она является основным источником углекислого газа и кислорода, необходимых для фотосинтеза растений и дыхания всех аэробных организмов;
в) из нее растения получают все необходимые для жизни вещества и воду;
г) она служит главным источником органических веществ, используемых растениями для жизнедеятельности.

6. Фактором, определяющим формирование природных зон, является:
а) почва;                    б) влажность воздуха;           в) солнечная энергия;              г) рельеф.

7. По описанию узнайте животное, определите среду его жизни, выделите приспособления к данной среде жизни:

Густой плотный мех. Кисти широкие с оторочкой из щетинистых волос и плоскими когтями, вывернутыми наружу ладонями. Глаза маленькие, иногда скрыты под кожей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий