вторник, 31 октября 2017 г.

Игровая программа "Просто герой"

конкурс по химии и биологии
Цель: развивать познавательную ак­тивность учащихся, применяя нестандар­тные формы учебной деятельности, сти­мулировать интерес к изучению химии и биологии, создать условия для развития, логического мышления, умения работать коллективно, применения знаний на практике.
(Звучит песня «Последний герой» группы БИ-2 из одноименного телевизионного проекта.)
Ведущий. Добрый вечер! Хотя и прозву­чала песня «Последний герой», но наша игра будет называться «Просто — герой!», так как выбывать из команды никто не бу­дет. Сегодня на острове «Биохимия» собра­лись игроки — учащиеся …групп. Племена «Химики» и «Биологи» готовы к любым испытаниям. Приглашаем племена на сцену. Судить конкурс сегодня будет жюри. (Представляются члены жюри.)
(Под музыку на сцену выходят игроки. Ко­манды сами выбирают форму одежды. На гру­ди у каждого игрока бэйджик с номером от одного до двенадцати, так как, кроме команд­ного, ведётся и индивидуальный учёт баллов. В каждой команде по шесть человек.)
Первое испытание Разминка «Музыкальный канат»

Ведущий. Приглашаем каждую из ко­манд построиться в одну шеренгу на рас­стоянии шести шагов друг от друга. Я буду по очереди всем игрокам задавать вопросы. При правильном ответе команда получает 1 балл и делает шаг вперёд, а соперники — шаг назад. Если игрок не знает ответа, то ему может оказать по­мощь один из членов его команды.
1. В известной песне В. Добрынина утверждается, что данная аэрозоль (смесь жидкости и газа) синяя, да ещё и похо­жа «на обман». О чём речь? («Синий ту­ман похож на обман».)
2.   В народной песне есть слова: «Я на горку шла, тяжело несла. Уморилась, умо­рилась, уморилася». "Какая кислота накопи­лась в мышцах героини? (Скорость на­ступления утомления зависит от количе­ства накопленных в мышцах продуктов обмена, в том числе молочной кислоты.)
3.   «Иванушки-интернейшнл» в сво­ём первом шлягере утверждали, что скоп­ления данного жидкого оксида «как люди», да к тому же ещё и «одиноки». Назовите формулу оксида. («А тучи, как люди, они одиноки...». Н20.)
4.   В очень известном шлягере В. Доб­рынина герой просит не посыпать его рану этим химическим соединением. На­зовите формулу вещества. (NaClHe сыпь мне соль на рану».)
      5.С точки зрения химика «формула» данной исполнительницы песни о невес­те С6 Н12 О6  . («Глюкоза».)
      6.«У неё глаза — два брильянта три карата», — утверждается в одной из со­временных песен. Назовите формулу дан­ного брильянта и его массу. (С — брилли­ант, т. е. обработанный алмаз. Масса 0,6 г, так как масса карата равна 0,2 г.)
Ведущий. Предоставляем слово жюри для подведения итогов первого испыта­ния (в дальнейшем ведущий предоставля­ет слово жюри после каждого конкурса) и приглашаем команды принять участие в новом испытании.

Второе испытание Эксперимент «Отыщи воду»
Ведущий. На нашем острове есть источ­ники как с чистой, так и с ядовитой водой, загрязненной присутствием щёлочи и кис­лоты. Вам предстоит при помощи химичес­ких реактивов, соблюдая правила техники безопасности, определить, в каком сосуде находится чистая вода. При правильном от­вете команда получает 2 балла.
(Команда должна из перечня реактивов выбрать индикаторы и с их помощью опре­делить, в каких пробирках находятся щё­лочь, кислота и вода.)
Ведущий. Пока команды отыскивали воду, я обнаружил на нашем острове стран­ные обгоревшие рукописи. Нашим героям предстоит восстановить эти рукописи.

Третье испытание «Таинственная рукопись»
   На опалённых по краям листочках бу­маги написаны задания, которые выпол­няет игрок каждой команды индивидуально и сдаёт в жюри. За каждое пра­вильно выполненное задание член коман­ды получает 3 балла.
1.    Н2 + ? = Н2О
2.    Zn + ? = ZnCl2 + ?
3.   BаCl2 + ?=BaS04+?
4.   C+O2  = ?
    5. AgNO3 + ? = AgCl +?
    6.  Н2О + ? = С6Н12О6

 (Пока команды выполняют задание, бо­лельщики команды «Химики» исполняют номер художественной самодеятельности).
Ведущий. На нашем острове растут удивительные растения. Посмотрите, мой ассистент покажет вам некоторые из них.

Четвёртое испытание. «Краснокнижники Берёзовщины»
«Краснокнижники Берёзовщины» - животные
1.Очень осторожная птица, избегающая встречи с человеком. Гнездится в непроходимых местах (чёрный аист).
2. Редкий палеарктический вид, северного происхождения, распространенный на восток до оз. Байкал.  В Беларуси отмечен на низинных болотах заказника «Звонец», «Дикое», «Споровское» и Национальном парке «Припятский», в Березинском биосферном заповеднике . Очевидно, является ледниковым реликтом (сфагновая водомерка).
 3. Обитает только на открытых осоково-гипновых низинных болотах.  Гнездится в Беларуси, Венгрии,     Германии, Литве, Польше, России и Украине. Центром современного ареала является Полесская низменность. Стабильные группировки отмечены на болотах Званец, Споровское, Дикое, Сервечь (вертлявая камышевка).
 4. Современная область гнездования расположена в таежной зоне Западной Палеарктики от Швеции до Камчатки. В 19 веке вид имел более широкое распространение в лесотундре, тайге и зоне смешанных лесов, о чем свидетельствует существование изолированных поселений вида в Румынии, Украине, Беларуси, на юге России. В гнездовой период негнездящиеся одиночные птицы наблюдались на разных рыбхозах Беларуси («Красная Зорька» Житковичского р-на, «Селец» Березовского р-на, «Красная Слобода» Солигорского р-на). Во время пролета отдельные птицы и небольшие стайки отмечаются на различных водоемах по всей территории Беларуси (луток).
5. Занесена в Красную книгу Республики Беларусь с 1981 г. Основным природным резерватом в сохранении данного вида в Беларуси в настоящее время является Полесский радиационно-экологический заповедник . Благополучное состояние видовой популяции в этом регионе связано с постепенным восстановлением численности, которому способствовало выселение местных жителей, полное прекращение всякой хоз. деятельности, вторичное заболачивание ранее мелиорированных земель и природоохранный режим территории (болотная черепаха).
6. Гнездится по берегам водоемов (в том числе и искусственных), густо поросшим кустарниками и прибрежной травянистой растительностью, в островных лесах среди закустаренных и заболоченных речных пойм. На кормежке и во время миграций встречается также в культурном ландшафте, на мелководьях и прибрежных косах озер, рек, рыбоводных прудов (большая белая цапля).
«Краснокнижники Берёзовщины» - растения
1. Этот реликтовый, по происхождению древне-средиземноморский  вид обнаружен в Барановичском, Березовском, Брестском, Ивацевичском, Каменецком, Кобринском, Малоритском, Пружанском, Столинском, Пинском и Ивановском р-нах Брестской обл., Волковысском, Гродненском, Зельвен ском, Мостовском, Слонимском и Свислочском р-нах Гродненской обл., Лельчицком и Мозырском р-нах Гомельской обл.(кадило сарматское).
2. Существует поверье, что, пожевав корень этого растения, можно уснуть. Это неспроста, ведь растение ядовито. Цветки голубого, розового, сиреневого цвета появляются из-под снега, как только пригреет весеннее солнце (прострел луговой или сон- трава).
3. Многолетнее травянистое растение с золотисто-желтой чешуйчатой луковицей и прямостоячим олиственным стеблем высотой 30 -120 см., обычно растет небольшими группами или отдельными экземплярами, местами (в Гродненском и Брестском р-нах) образует значительные по площади и численности популяции. Распустившиеся цветки напоминают красивые локоны волос (царские кудри).
4. Растет более или менее плотными, разбросанными по лесному массиву куртинами. Вследствие того, что за год растение нарастает всего на 2-3 см, значительных размеров куртина может достигнуть лишь через 20-40 лет при постоянном незначительном освещении и умеренном увлажнении местообитания. При полном освещении, возникающем в результате сплошных рубок, быстро исчезает (баранец).
5. В названии этой удивительной орхидеи есть упоминание о женской обуви.  Благодаря данному растению  и не равнодушному отношению к красоте родной Березовской земли  простого бульдозериста был сохранен уникальный уголок Берёзовского района, который в настоящее время получил статус заказника (венерин башмачок).
6. Это растение имеет резкий чесночный запах, употребляется в пищу. Встречается, как правило, на плодородных почвах. Это эфемероид, который сам себя охраняет, так как при засухе быстро увядает и увидеть его можно только в мае-июне (черемша или медвежий  лук).

Пятое  испытание «Загадочный цветок»
Занимательный опыт «Волшебные цветы». Из белой бумаги изготовить не­сколько цветов. Перед выходом на сцену аккуратно из пульверизатора обрызгать два цветка разбавленным раствором кис­лоты и два — разбавленным раствором щёлочи. На сцене из пульверизатора два цветка обрызгивают раствором метилового оранжевого и два — раствором фенолфта­леина (или лакмуса). Цветки окрашива­ются в разные цвета, соответственно: красный, желтый, не изменяется, мали­новый (красный, синий).

Ведущий. Один из таких волшебных цветов мой ассистент принёс мне. И сей­час с его помощью я проведу следующее испытание.
На лепестках цветка написаны вопро­сы. Члены команд по очереди подходят к ведущему, отрывают лепесток и отвечают на вопрос по биологии. За каждый пра­вильный ответ игрок получает 1 балл.
1.    Нарушение функций щитовидной железы наступает при недостатке в пить­евой воде данного вещества. (йод.)
2.    Чтобы предотвратить расстройство деятельности щитовидной железы, к по­варенной соли надо добавлять именно это вещество. Назовите его формулу (KJ.)
3.    Гормон инсулин способствует по­ступлению данного вещества в клетки пе­чени и мышц. Назовите формулу веще­ства (глюкоза  С6 Н12 О6).            
   4.  Какое вещество со­держащееся в табачном дыме убивает лошадь? (никотин).
5.Как называется заболевание печени, при котором нормальная ткань заменяет­ся рубцовой под воздействием избыточно­го употребления вещества, формула кото­рого С2Н5ОН? (цирроз.)
 6. Какой волокнистый белок придаёт костям упругость? (Коллаген.)
7.Соли каких металлов входят в состав костей? (соли кальция, фосфора и магния.)
8. Какой оксид надо приложить к су­ставу для уменьшения болевых ощуще­ний?(снег или лёд.Н2О ).
 9. Какой белок крови используется как лечебный препарат для повышения защитных сил организма? (у-глобулин.)
10. Назовите металл, который входит в состав гемоглобина (железо.)
11. Назовите формулу оксида, в удале­нии которого из тканей большая роль принадлежит эритроцитам. (Оксид углеpoдa (IV). СО2).
12. Какие вещества добавляют в лабо­ратории в кровь для предотвращения   свёртывания? (Лимоннокислый калий или лимоннокислый натр).

Шестое испытание «Великие учёные»
      На нашем острове в разное время побывали люди, которые интересовались достижениями в различных науках и они решили посадить аллею в честь  великих людей. Попробуйте угадать  по предложенным портретам  великих химиков и биологов. А если назовете, чем они прославили свое имя, то сможете добавить баллы своей команде.

Седьмое испытание «Шифровка»
На листочках зашифрованы различ­ные химические и биологические терми­ны и понятия. Вам предстоит расшифро­вать их. За правильный ответ — 1 балл.

1. Белок — один из основных факто­ров свёртывания крови.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

и


и


г

н
    
      2. Белок, входящий в состав гемоглобина и осуществляющий перенос газов по организму.
г


о


о


н
   
     3. Поглощение и переваривание лейкоцитами различных микробов.

а


ц



з
 
     4. Разрушение металлов под воздействием сухих газов или не электролитов.

о

р


и

   
     5. Вещество, которое ускоряет скорость химической реакции.

а


л


а


р
   
    6. При полном обезвоживании кремниевая кислота превращается в этот аморфный оксид.

и



а


л




  Список использованных источников :


1. « Біялогія. Праблемы выкладання” № 3, 2008 

Комментариев нет:

Отправить комментарий