среда, 1 ноября 2017 г.

«Эта скользкая дорожка в никуда»

                   
АННОТАЦИЯ 
Представлен кураторский час в форме деловой игры. Учащиеся получают определенные задания, работая по группам, находя нужные ответы и обсуждая проблемы:
1 формирование черт характера под воздействием семьи и других источников.
2проблема употребления спиртных напитков, наркотиков и токсичных веществ.
Приводятся данные по правонарушениям и преступлениям в учреждении образования.
В заключении учащиеся зачитывают советы, как не оказаться на   “скользкой “ дорожке.
В мероприятии используется большое количество стихов, звучат песни.  Перед воспитательным часом учащиеся отвечают на вопросы анкеты, результаты которой затем обсуждаются.

ВВЕДЕНИЕ
 
Мы живем в обществе, где стали пересматриваться нравственные ценности. Ребенок с раннего детства сталкивается с проявлением черствости, жестокого отношения между людьми. На экранах телевизора главные сводки новостей построены на случаях убийств, изнасилований. Увеличивается число социальных сирот при живых родителях. Родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей. Растет преступность среди подростков. Поэтому необходимо уделять большое внимание профилактике противоправного поведения молодёжи. Кураторы должны планировать разнообразные формы работы: встречи с работниками прокуратуры, РОВД, суда; круглые столы, тематические, воспитательные часы, диспуты, конкурсы, выпуск стенгазет, радиогазет правовой тематики. 
Тема: “ Эта скользкая дорожка в никуда “  
Цели:
1. В процессе работы по группам выделить причины, ведущие к правонарушениям и преступлениям.
2. На жизненных ситуациях разобрать первопричины появления девиантного поведения.
3. Показать роль семьи в формировании черт характера человека.
                                                           Одно из самых удивительных
                                                                        заблуждений – заблуждение в том,
                                                                        что счастье человека чтобы ничего
                                                                        не делать
                                                                                                  Л.Н.Толстой
                                   Звучит песня А. Малинина “ Дай бог ”
Учащийся:  В какой бы не был стороне,
                     Какой бы не свистел мне ветер,
                     Не надо больше счастья мне,
                     Чем то, чтоб честно жить на свете.
                                                               Щипачев.
Педагог: Сегодняшний разговор мы с вами поведем о том,  как в обществе появляется дорожка, ведущая сначала к мелким правонарушениям, а затем и к преступлениям. К нам в гости приглашены представители инспекции по делам  несовершеннолетних, педагог-психолог и социальный педагог. Они будут наблюдать за происходящей деловой игрой и высказывать свои точки зрения на обсуждаемые проблемы. Нам предстоит обсудить следующие вопросы:
1.     Какие черты характера создают предпосылки для совершения правонарушений и преступлений?
2.     Какова роль семьи в формировании характера ребенка?
3.     Кто и как должен предупредить формирование всего негативного в коллективе в целом и у каждого отдельного человека?

(Предварительно группа была разделена на 3 подгруппы, в каждой есть более подготовленный учащийся, который может направлять работу .

  Обсуждение 1 проблемы.  Черты характера, приводящие к такому ярлыку, как “трудный ребенок ”.
   Учащиеся получают список различных черт в характере человека, и им необходимо выбрать те, которые относятся к обсуждаемому вопросу. 
                            Задание для групп ( 2 минуты )     
   доброта, пессимизм, лень, ложь, открытость, честолюбие, недоверие, эгоизм, жестокость, радушие, зависть, иждивенчество, страх.
    Обсуждение
   - Как вы думаете: в течение какого возрастного периода идет закладывание главных черт характера человека? ( от 3 до 5 )
   - Кто оказывает самое большое влияние на формирование ребенка? (семья, родители, близкие люди ).
    Вы находитесь в таком возрасте, когда многие задумываются о своем будущем, определяетесь с будущей профессией, а также о семейной жизни. Обратите внимание на часто допускаемые ошибки в воспитании
      1.Излишняя опека.
      2.Неумение научить ребенка выполнять самые простые действия по самообслуживанию.
      3.Неумение понимать настроение и желания других людей.
      4. Неумение выражать свои чувства и мысли красивой речью, без использования нецензурной брани.
      Обсудим сейчас конкретные черты характера, которые вы назвали среди отрицательных.
       Учащийся зачитывает: Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих личных интересов к интересам общества и  окружающих . (Словарь Ожегова).
Это реакция человека, привыкшего к тому, что все его требования должны беспрекословно выполняться. Упрямство, дерзость в этом случае выступают средством осуществления своих желаний.
       Принципы их жизни: “ Я  хочу так – и делаю, мне нравится – значит можно”.
         Если человек считает, что его интересы – самое важное, то он становится хамом, наглецом и даже хулиганом.
         Педагог. Послушайте письмо родителей, которые написали психологу, чтобы он смог дать им совет: «У нас в семье двое сыновей. Старший в шестом классе, младший – во втором. Недавно стала замечать, что старший сын как-то уж больно пренебрежительно относится к младшему:  сам, к примеру, обедает, а Олежка ему ботинки чистит. И оба довольные, говорят: «Мы играем». Но наступит день, когда старший будет уже принуждать младшего делать то, что ему самому полагается делать, а малыш станет возмущаться этим».
         Вопросы к учащимся.    
- почему так встревожилась мать?
- к чему может в дальнейшем привести подобное отношение между взрослыми людьми? Приведите примеры.
          Учащийся. Иждивенчество – стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы. (Словарь Ожегова)
         Педагог. Семья в первую очередь воспитывает ребенка так, что их ненаглядное чадо ни за что не отвечает.   В итоге вырастает человек, который ведет себя как ребенок и в 15 и в 25 лет! Иждивенец обязательно отказывается от труда, как умственного, так и физического.
         Учащийся.   
         Кто хочет сделаться глупцом,
         Тому мы предлагаем:
         Пускай пренебрежет трудом
         И жить начнет лентяем.

         Хоть Геркулесом был рожден
         И умственным атлетом!
         Все ж будет слаб, как тряпка, он
         И жалкий трус при этом…
                                      (Н.А.Некрасов)
         В толковом словаре записано: «Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделию».
         Лень снижает работоспособность и уничтожает здоровье, а человек наслаждается таким бездействием.       
Самый главный корень наших бед –
Убийца всех достоинств в человеке –
Безделье, и позорнее вовеки
Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смысл и разочарованье
Не потревожит ум той никогда.
         Педагог. Обсудим следующую жизненную ситуацию:
         «В один из детских домов Брестской области поступил на перевоспитание подросток по кличке «Джентльмен». Брюнет с влажными глазами, он очаровал всех, и прежде всего девочек. Но никто другой так не измывался над ними как он. Из-за угла запускал в них гнилую картошку, огурцы, помидоры. Это был искусный вор, не привыкший трудиться. Он, как фокусник, легко обирал приезжавших на рынок сельских жителей. И никогда не попадался. Местные ребята приносили ему «ежедневную» дань. Они знали, что его кулак беспощаден, он никого не боится и виртуозно играет финкой. С воспитателем и директором он разговаривал почтительно, всегда с достоинством кланялся, но это было наигранное уважение. Властолюбие, безделье, деспотизм и угодничество уживались вместе и порождали новые пороки.»
         Как вы думаете, почему мальчишка стал именно таким? (Учащиеся обсуждают проблему,  работая в группах).
         Следующий порок, выделенный учащимися – ложь. Ложь – это намеренное искажение истины, неправда, обман.
         Почему люди врут? (работа в группах по поиску причин лжи).
         Учащийся. Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Это черта характера, являющаяся прямой зависимостью с эгоизмом.
         Чему могут завидовать дети (подростки) ? (работа в группах).
         Спиноза выразил суть зависти так: «Зависть есть не что иное как сама ненависть, поскольку одержимый этим пороком человек ведет себя нелепо с позиции человеколюбия: чужое несчастье приносит ему удовольствие и наоборот, чужое счастье причиняет ему неудовольствие».
            Зависть – ты ее убей в зародыше
         И научись, по праву,
         Без ревностно ценить других людей
              Чтить их удачу, их успех и славу.

 Перед воспитательным часом учащиеся отвечали на вопросы анкеты.
                                            АНКЕТА
    1. Какое мнение об окружающих людях у тебя сложилось?
    2. Под влиянием чего складывается такое мнение?
    3. Какие недостатки наиболее часто встречаются у подростков?
    4. Что ты считаешь самым ценным в жизни ?
    5. Кто занимается твоим воспитанием в семье?
    6. Какое  у тебя отношение к этому воспитанию?
    7. Что сближает тебя с родителями?
 Как вы думаете, могут ли быть в хороших семьях дети, переступившие черту нравственности и даже законности?
 Приведите примеры, что или кто толкает этих детей на преступления?
-         алкоголь
-         наркомания и токсикомания.
 Давайте подробнее остановимся на очень большой и важной проблеме – алкоголизме. Послушайте как эту проблему отразила в своем стихотворении студентка БГУ:
           Давай, уходи, проклятая,
           Скорей убирайся прочь! –
           Кричала старуха помятая,
           Швыряя на улицу дочь. –
                                                           Проваливай, чтоб не видела,
                                                           И больше не приходи…
                                                           Всегда я тебя ненавидела.
                                                           Ну, что ж ты стоишь? Иди!
          Девчонка  -подросток в отчаянье
          От горя застыла сперва,
         Потом поплелась под прощальные
         Матерные слова.
                                                            Февральская ночь морозная,
                                                            Метель, завывая, кружит,
                                                            И в мире совсем одинокая
                                                            Малышка замерзла, дрожит.
         А в окнах многоэтажек
         Веселый и сытый свет,
         И до несчастной девчушки,
         Конечно, им дела нет.
                                                            А с детства ей в память врезались
                                                            Хмельные попойки, дурман,
                                                            И в страхе она быть замеченной
                                                            Пряталась за диван.
        Ей  было тогда лет одиннадцать,
        Когда за пол- литра мать,
        Избив ее предварительно,
        Дружкам согласилась продать.
                                                             Да будет жестокость проклята
                                                             Таких вот зверей-матерей,
                                                             От пьянства не знающих просыху,
                                                             Ломающих жизни детей!
        Ей сразу же с ясностью вспомнился
        Весь ужас, в котором жила.
        Глаза вновь слезами наполнились,
        Не видела, куда шла…
                                                              Машина навстречу случайная,-
                                                              А лед помешал тормозить.
                                                              Не было ни боли отчаянной,
                                                              Ни слез. Так закончилась жизнь.
        Несчастная и ненужная…
        Мораль здесь совсем не нужна.
        Да будет жестокость проклята
        И пьяная наша страна!
         Работа по группам над заданием по выделению факторов риска по употреблению алкоголя.
         Приводятся данные о печальной статистике учащихся лицея, употребляющих алкоголь.
         Итак, мы с вами обсудили многие негативные черты характера, которые могут привести к правонарушениям и даже преступлениям.
 И выводом, обобщением всего пусть будут следующие советы:
 1. Трудиться, заниматься спортом, активно двигаться не менее 2- 2,5 ч. в сутки.
 2. Учиться у взрослых всему тому, что они умеют делать своими руками. А для этого всегда помогать им, работать вместе с ними, рядом с ними.
 3. Соблюдать правила гигиены, следить за чистотой рабочего места так же, как за чистотой тела.
 4. Чередовать учебу, труд, спорт, игру, просмотр телепередач.
 5. Обучаться какому-нибудь мастерству, освоить избранную профессию и не останавливаться на достигнутом.
                               Добрых людей не просто найти
                       Их в мире, пожалуй, один к десяти.
                       По настоящему, добрых, конечно.
                       Вот почему, повстречав на пути
                      
     И светлое что-то успев обрести,
                                      Мы их уже помнили вечно.
 Пусть добрые люди встречаются на вашем пути значительно чаще злых, завистливых, непорядочных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная методическая разработка может быть использована в любом учреждении образования для проведения профилактической работы по предупреждению преступлений и правонарушений.
Возможно содействие в работе с правоохранительными органами: представителями инспекции по делам несовершеннолетних, прокуратурой.
Большинству учащимся мероприятие понравилось, т.к. они имели возможность участвовать в живой беседе, может в чем-то ошибались, но за это их никто не ругал. Если возникали затруднения, то на помощь приходили педагог-психолог и социальный педагог. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий