пятница, 3 ноября 2017 г.

Урок в 10 классе по теме "Энергетический обмен"

План учебного занятия
по теме «Клеточное дыхание. Представление о брожении»
Цели
обучающая:
на уровне представления: называет этапы   клеточного дыхания;
на уровне понимания: характеризует процессы, протекающие в клетке при дыхании, излагает их сущность и  значение;

воспитывающая: способствовать формированию умения работать в группах
развивающая: способствовать формированию умений сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление
Оборудование: Таблица «Энергетический обмен», видео «Гликолиз», презентация «Энергетический обмен»
Основной учебник:
Биология: учебное пособие для 10-го класс общеобразовательных учреждений с рус. яз. обучения/ Н.Д. Лисов ( и др.); под ред. Н.Д. Лисова- Минск: Нар.асвета, 2014.-270 с.: ил.
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление знаний
Форма проведения: лекция с элементами самостоятельной работы учащихся
Результаты урока:
знать:
• основные принципы и закономерности обмена веществ и энергии в организме, значение энергетического обмена веществ для жизнедеятельности;
• этапы клеточного дыхания;
понимать сущность:
•      клеточного дыхания,
уметь:
        характеризовать процессы, протекающие в клетках при дыхании,
владеть:
• основными терминами и понятиями при описании энергетического обмена веществ и преобразования энергии в клетке;
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка усвоения пройденного материала:
Задание 1.Вставьте пропущенные в тексте слова
Органические вещества образуются в  растительных клетках из _____ и ________   в процессе  ______________.
        Животные получают эти вещества в _________.
В клетках гетеротрофных организмов при __________ органических веществ  их энергия переходит  в энергию ___________. При этом гетеротрофные  организмы выделяют _____________  и __________ .
Задание 2. Дайте определения понятиям «ассимиляция и диссимиляция», приведите примеры процессов, которые относятся к различным типам обмена веществ.
Задание 3. Докажите, что ассимиляция и диссимиляция являются двумя взаимосвязанными процессами обмена веществ.
III. Изучение нового материала:
1. Какими  словами - синонимами  называется энергетический обмен в живых организмах?
2. Составьте схему «Пути получения энергии», заполнив пропуски



3. Ознакомьтесь с  рисунком 60 в учебнике, перенесите схему в тетрадь.
4. Заполните в тетради таблицу «Этапы клеточного дыхания»
Этапы
Реакции
Энергия
Локализация
Подготовительный

рассеивается в виде тепла
В клетке-цитоплазма
 
В организме-?
Бескислородный
(гликолиз)

                              



Кислородный

Запасается в виде 36 молекул АТФ
Митохондрии

Суммарная реакция




5. Как осуществляется жизнь в бескислородной среде? Брожение- процесс анаэробного расщепления органических веществ, происходящий при воздействии ферментов.
Рассмотрите рис.62 на стр. 105.
Глюкоза ПВКмолочная кислота (С3Н6О3) – молочнокислое брожение протекают при      участии молочнокислых бактерий    
Этиловый спирт(С2Н5ОН+СО2) - спиртовое брожение, вызывают дрожжи

Уксусная кислота (СН3СООН+СО2) - уксуснокислое брожение, вызывают уксуснокислые бактерии
Выводы по уроку:
·         Основная функция дыхания - биологическое  окисление: обеспечение клетки энергией, осуществляется во время  кислородного этапа.
·         Всего на трех этапах биологического окисления синтезируется 38 молекул АТФ из одной молекулы глюкозы. Часть из них расходуется на сами процессы окисления. Энергия в клетке необходима для обеспечения процессов жизнедеятельности - метаболизма.
·         Не все организмы осуществляют энергетический обмен в присутствии кислорода, в таком случае протекают реакции брожения.
Закрепление материала:
1. Назовите этапы клеточного дыхания и места, где они протекают.
2. Почему процесс гликолиза энергетически не выгоден?
3. Перечислите все виды брожения. Для каких организмов характерен это процесс?
Домашнее задание: параграфы 25, 26.
·         Решите задачу: Определите, какое количество пировиноградной кислоты образуется из 360 г глюкозы при гликолизе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий