План учебного занятия
по теме «Клеточное дыхание. Представление о брожении»
Цели
обучающая:
на
уровне представления: называет этапы клеточного
дыхания;
на уровне понимания: характеризует процессы, протекающие в клетке при дыхании,
излагает их сущность и значение;
воспитывающая: способствовать формированию умения работать в группах
развивающая: способствовать формированию умений сравнивать,
анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление
Оборудование:
Таблица «Энергетический обмен», видео
«Гликолиз», презентация «Энергетический обмен»
Основной
учебник:
Биология:
учебное пособие для 10-го класс общеобразовательных учреждений с рус. яз.
обучения/ Н.Д. Лисов ( и др.); под ред. Н.Д. Лисова- Минск: Нар.асвета, 2014.-270
с.: ил.
Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление
знаний
Форма проведения: лекция с элементами самостоятельной
работы учащихся
Результаты урока:
знать:
• основные
принципы и закономерности обмена веществ и энергии в организме,
значение энергетического обмена веществ для жизнедеятельности;
• этапы
клеточного дыхания;
понимать сущность:
• клеточного дыхания,
уметь:
характеризовать процессы, протекающие в клетках при
дыхании,
владеть:
• основными
терминами и понятиями при описании энергетического обмена веществ
и преобразования энергии в клетке;
Ход урока
I. Организационный этап
II. Проверка усвоения пройденного
материала:
Задание
1.Вставьте пропущенные в тексте слова
Органические
вещества образуются в растительных
клетках из _____ и ________ в
процессе ______________.
Животные
получают эти вещества в _________.
В клетках
гетеротрофных организмов при __________ органических веществ их энергия переходит в энергию ___________. При этом
гетеротрофные организмы выделяют
_____________ и __________ .
Задание 2. Дайте определения понятиям
«ассимиляция и диссимиляция», приведите примеры процессов, которые относятся к
различным типам обмена веществ.
Задание 3. Докажите, что ассимиляция и
диссимиляция являются двумя взаимосвязанными процессами обмена веществ.
III. Изучение нового материала:
1.
Какими словами - синонимами называется энергетический обмен в живых
организмах?
2.
Составьте схему «Пути получения энергии», заполнив пропуски
3.
Ознакомьтесь с рисунком 60 в учебнике,
перенесите схему в тетрадь.
4.
Заполните в тетради таблицу «Этапы клеточного дыхания»
Этапы
|
Реакции
|
Энергия
|
Локализация
|
Подготовительный
|
рассеивается в виде
тепла
|
В клетке-цитоплазма
В организме-?
|
|
Бескислородный
(гликолиз)
|
|||
Кислородный
|
Запасается в виде 36
молекул АТФ
|
||
Суммарная реакция
|
5. Как осуществляется жизнь в бескислородной среде? Брожение-
процесс анаэробного расщепления органических веществ, происходящий при
воздействии ферментов.
Рассмотрите
рис.62 на стр. 105.
Глюкоза →ПВК→молочная кислота (С3Н6О3) –
молочнокислое брожение протекают при
участии молочнокислых бактерий
Этиловый
спирт(С2Н5ОН+СО2) - спиртовое брожение,
вызывают дрожжи
Уксусная
кислота (СН3СООН+СО2) - уксуснокислое брожение, вызывают
уксуснокислые бактерии
Выводы
по уроку:
·
Основная
функция дыхания - биологическое окисление:
обеспечение клетки энергией, осуществляется во время кислородного этапа.
·
Всего
на трех этапах биологического окисления синтезируется 38 молекул АТФ из одной
молекулы глюкозы. Часть из них расходуется на сами процессы окисления. Энергия
в клетке необходима для обеспечения процессов жизнедеятельности - метаболизма.
·
Не
все организмы осуществляют энергетический обмен в присутствии кислорода, в
таком случае протекают реакции брожения.
Закрепление материала:
1.
Назовите этапы клеточного дыхания и места, где они протекают.
2.
Почему процесс гликолиза энергетически не выгоден?
3.
Перечислите все виды брожения. Для каких организмов характерен это процесс?
Домашнее
задание: параграфы
25, 26.
·
Решите
задачу: Определите, какое количество пировиноградной кислоты образуется из 360 г глюкозы при гликолизе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий